МКОУ " Кегультинская СОШ имени М.А.Сельгикова"
с.Кегульта Кетченеровский район Республика Калмыкия
  • Аттестация педагогических работников

    Комплексную проверку уровня профессионализма, квалификации и компетенций педагогов проводят в соответствии с законом «Об образовании РФ». Оценка профессиональных знаний и навыков – объективный показатель, который позволяет понять: соответствует уровень компетенции педагога занимаемой должности или нет. Преимущество для самих учителей – подтверждение профессионализма, повышение квалификационной категории означает не только прибавку к зарплате, но и повышение уровня защищенности в условиях непростой экономической ситуации. Порядок проведения аттестации регламентирован Приказом Министерства образования и науки РФ № 276 от 07.04.2014 г.

    Ключевые задачи аттестации педагогов:

    1. Целенаправленное, регулярное повышение уровня профессионализма педагогических работников, их методологической культуры, личностного роста.

    2.Учет требований ФГОС к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава педагогических работников.

    3.Установление равновесия между качеством профессиональной деятельности педагога и уровнем оплаты его труда.

    5. Управление качеством образования, чтобы обеспечить гармоничные условия для развития личности.

    6.Определение перспектив использования потенциальных возможностей педагогов.

    7. Улучшение эффективности и качества образования в стране в целом благодаря повышению уровня знаний педагогов.

    Аттестации с целью установления квалификационной категории проводятся в одной из двух форм:

    Аттестация педагогических работников проходит стандартно: учитель отвечает на вопросы, которые касаются его профессиональной деятельности, демонстрирует профессиональное портфолио, которое он готовит заранее. По итогам экзамена комиссия решает, соответствует ли педагог занимаемой должности, или присваивают ему тот уровень квалификационной категории, которому он соответствует на данный момент. До 2021 г. порядок и формат проведения аттестации утверждали регионы. Например, в одном оценивали педагогов по профессиональному портфолио, в другом – по открытым урокам. С 2021 г. процедура стала единой, а для оценки профессиональных качеств педагогических работников применяются единые критерии.

    Чтобы организовать и провести аттестацию педагогов на соответствие занимаемой должности, издается приказ.

    Аттестация руководителей образовательных организаций

    Aттестация — это обязательная процедура. Обязанность директоров школ проходить аттестацию установлена частью 4 статьи 51 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Её проводят, чтобы определить, насколько руководитель соответствует занимаемой должности.

    Порядок и сроки проведения аттестации установлены приказом Министерства просвещения РФ от 14 декабря 2018 года № 308. В соответствии с этим нормативом руководители получают аттестат не реже, чем один раз за весь период трудоустройства на должности директора школы.

    Руководители образовательных учреждений аттестуются несколько раз:

    1. Когда становятся кандидатами на должность директора ОУ. Тем самым они доказывают трудоустраивающему их органу, что они достойны занимать эту должность, обладают необходимыми навыками, отвечают предъявляемым требованиям.
    2. В течение первого года работы в качестве директора. Пройдя успешно испытание, руководитель оправдывает занимаемую должность.
    3. Спустя 5 лет или 3 года работы на должности руководителя школы. Это квалификационная аттестация.

    Рассмотрим подробнее процесс аттестации.

    Порядок проведения аттестации директора школы

    Оценивает квалификацию директора специальная комиссия. Её формирует в каждом регионе Департамент образования. В комиссию включают представителей общественных организаций, учёных, работников профсоюзов, директоров других школ, специалистов департамента образования, всего в составе — не менее 15 человек. Во время аттестации претендентов комиссия оценивает результаты непредвзято, по единым установленным требованиям.

    Заседание аттестационной комиссии транслируют онлайн на сайте местного Департамента образования региона. Запись заседания хранится на этом же сайте. Решение по результатам заседания комиссии принимают общим голосованием. Такой подход делает оценку кандидатов объективной.

    Процедура оценки квалификации директора школы состоит из двух частей:

    • Тестирование, на котором претенденту нужно ответить на перечень профессиональных вопросов;
    • Публичное выступление перед комиссией. Это собеседование, в ходе которого кандидат может раскрыть более детально свои навыки.

    К тому же, аттестация бывает плановая — каждые 5 лет нахождения на должности и внеплановая, если на директора УО поступила жалоба.

    Рассмотрим процедуру поэтапно:

    1. Департамент образования определяет, кто из действующих или будущих руководителей УО будет проходить аттестацию в текущем году.

    2. Издают приказ об их аттестации. Соискатели на должность проходят испытание в течение 10 дней после того, как подписали трудовой договор.

    Действующих руководителей уведомляют об аттестации не позднее, чем за месяц до начала оценочной процедуры.

    В случае внеочередной проверки квалификационных навыков руководителю направляют уведомление, после получения которого он обязан в течение 5 дней выбрать дату тестирования. Максимальный срок — месяц с момента получения уведомления.

    3. Формируют перечень вопросов для тестирования.

    4. Составляют график аттестаций.

    5. Будущий аттестуемый собирает пакет документов, без которого комиссия не допустит до испытаний. В том числе, отзыв об исполнении обязанностей.

    6. Департамент образования формирует аттестационную комиссию. Каждый год комиссию формируют заново, её состав не может быть одинаковым.

    7. Члены комиссии составляют список руководителей, подлежащих проверке.

    8. За две недели до тестирования аттестуемые направляют в комиссию документы. Один из обязательных материалов — должностная характеристика. В ней перечисляют все заслуги директора школы, его личные и профессиональные качества. Составляет документ уполномоченный эксперт управления образования города или другого профильного ведомства.

    9. В назначенный день и время кандидат проходит тестирование, которое состоит из нескольких модулей, чаще всего 5. В общей сложности в них не более 50 вопросов.

    Каждый модуль посвящён отдельной задаче:

    • управление кадрами,
    • управление ресурсами,
    • управление процессами,
    • управление результатами,
    • управление информацией.

    Правильно необходимо ответить на 70% из общего числа вопросов или на 50% из одного модуля. Тогда испытание считают пройденным. Если результаты не соответствуют заявленным требованиям, руководителя не допускают на собеседование и выносят решение, что он не соответствует занимаемой должности. На выполнение теста даётся 60 минут.

    10. Комиссия изучает предоставленный пакет документов и оценивает результаты тестирования.

    11. Претендента приглашают на вторую часть аттестации — собеседование, оно длится в среднем 20 минут.

    12. В ходе собеседования комиссия делает отметки в аттестационный лист. Его заверяют подписями секретарь, председатель и члены комиссии.

    13. Председатель комиссии выносит решение по итогам всей процедуры: соответствует или не соответствует директор занимаемой должности.

    14. В течение трёх дней после вынесенного решения аттестуемый под роспись знакомится с результатами.

    15. Аттестационный лист подшивают в личное дело руководителя УО.

    Рассмотрим подробнее процедуру собеседования, поскольку именно она вызывает наибольшие трудности и непонимание у будущих или действующих директоров школ.

    Директор современной общеобразовательной школы — это менеджер с высокими требованиями к профессиональным навыкам. На его плечах лежит широкий спектр ответственности: за организацию учебного процесса, за взаимодействие педагогов с родителями, учениками, друг с другом, за качество оказываемых школой образовательных услуг.

    В ходе собеседования директор школы обязан лично присутствовать на заседании комиссии. Иначе его кандидатуру снимают с рассмотрения.

    В процессе заседания комиссия:

    • рассматривает аттестационную справку;
    • проводит собеседование с директором или соискателем;
    • заслушивает председателя;
    • выносит одно из решений:
    1. «Соответствует занимаемой должности сроком на 5 лет»
    2. «Соответствует занимаемой должности сроком на 3 года»
    3. «Соответствует занимаемой должности сроком на 3 года с учётом рекомендаций»
    4. «Не соответствует занимаемой должности».

    Если по результатам аттестации комиссия дала руководителю рекомендации, то следующая аттестация ждёт его через 3 года.

    Формат собеседования представляет собой «вопрос-ответ», ответы необходимо дать на заранее не подготовленные вопросы. Также это может быть развёрнутый ответ в режиме публичного выступления. Здесь комиссия оценивает ораторские качества кандидата: выразительность речи, способность завладеть вниманием аудитории, убеждать, отстаивать свою позицию, умение чётко и ёмко излагать мысль, вести дискуссию. Именно от этих качеств зависит, насколько директор умеет управлять коллективом, может овладеть доверием подчинённых, выступать перед публикой на школьных мероприятиях, родительских собраниях.

    Краевое государственное казенное специализированное учреждение "Центр оценки качества образования"

    Монтаева Е.Г..
    Монтаева Е.Г.
    зам.директора по УВР
    Телефон:
    +7 (960)897 2098

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie